понедельник, 19 октября 2015 г.

Определение целей предприятия с помощью CobiT


Принимая участие в разработке ИТ стратегий начинаешь понимать, что одним из ключевых факторов написания успешной ИТ стратегии является понимание бизнес-целей предприятия. Потому как ИТ стратегия требует определения ИТ целей, которые, в свою очередь определяются текущими бизнес-целями.

Обычно, отвечая на вопрос о текущих бизнес-целях руководители предприятий говорят "нам нужно автоматизировать вот это" или "нам нужно внедрить такую-то информационную систему". Как мне представляется, внедрение информационной системы никак не представляет собой бизнес-цель.

Какие же существуют бизнес-цели и как их определить, попробуем разобраться в этой статье.

Чтобы не "изобретать велосипед", заглянем в CobiT, который предлагает нам 17 общих бизнес-целей, уже заботливо разложенных по BSC (Системе сбалансированных показателей):

Обычно предлагается выбрать 2-3 цели, которые мы и будем достигать в первую очередь.
На этом этапе, однако, возникают сложности, так как не совсем понятно, что кроется под кратким описанием каждой из указанных бизнес-целей.

Чтобы как-то прояснить бизнес-цели, в CobiT приводятся примеры метрик для каждой бизнес-цели. Они там на английском языке (оригинал я привел в конце статьи), здесь приведу в собственном переводе:
  1. Отдача от инвестиций для заинтересованных сторон
    • Процент инвестиций, где отдача соответствовала ожиданием заинтересованных сторон;
    • Процент продуктов и/или сервисов, где были получены ожидаемые выгоды
    • Процент инвестиций, где заявленные выгоды соответствовали или превысили ожидания
  2. Портфель конкурентоспособных товаров и услуг
    • Процент продуктов и услуг, которые соответствуют или превосходят целевой доход и/или долю рынка
    • Распределение продуктов и услуг по этапам их жизненных циклов
    • Процент продукции или услуг, которые соответствуют или превосходят ожидания заказчиков
    • Доля продукции и услуг, которые обеспечивают конкурентное преимущество
  3. Управляемые бизнес-риски (защита активов)
    • Процент критически важных бизнес-задач и услуг, охватываемых оценкой рисков
    • Соотношение значительных инцидентов, которые не были выявлены при оценке риска к общему количеству инцидентов
    • Частота обновления профиля риска
  4. Соответствие внешним законам и регулирующим нормам
    • Стоимость, во сколько обошлось несоблюдение регулирующих норм, в том числе досудебные соглашения и штрафы
    • Количество инцидентов несоблюдения нормативных актов, вызвавших общественное обсуждение или ухудшение репутации
    • Количество вопросов несоблюдения нормативных актов, относящиеся к договорам с деловыми партнерами
  5. Финансовая прозрачность
    • Процент инвестиционных бизнес-кейсов с четко определенными и утвержденными ожидаемыми затратами и преимуществами
    • Доля продукции и услуг с четко определенными и утвержденными эксплуатационными затратами и ожидаемыми выгодами
    • Опрос удовлетворенности ключевых заинтересованных сторон в отношении прозрачности, понимания и точности корпоративной финансовой информации
    • Процент затрат от услуг, которые могут быть разнесены по пользователям
  6. Клиентоориентированная сервисная культура
    • Количество сбоев в обслуживании клиентов, связанных с ИТ-инцидентами (надежность)
    • Процент представителей заинтересованных сторон согласных с тем, что сервис для клиентов соответствует согласованному уровню
    • Количество жалоб заказчиков
    • Текущий тренд результатов опроса удовлетворенности заказчиков
  7. Непрерывность и доступность бизнес-услуг
    • Количество перерывов в обслуживании клиентов, вызванных значительными инцидентами
    • Бизнес-стоимость инцидентов
    • Количество человеко-часов, потерянных в результате незапланированных перерывов сервиса
    • Процент сбоев в общем количестве запросов
  8. Гибкая реакция на изменяющиеся условия ведения бизнеса
    • Уровень удовлетворенности высшего руководства относительно реагирования предприятия на новые требования
    • Количество критичных продуктов и услуг, поддерживаемых современными бизнес-процессами
    • Среднее время обращения стратегических целей предприятия в согласованные и утвержденные проекты
  9. Принятие стратегических решений на основе информации
    • Степень удовлетворенности высшего руководства и менеджмента системой принятия решений
    • Количество инцидентов, обусловленных неправильными бизнес-решениями, принятыми на основе неточной информации
    • Время предоставления справочной информации для обеспечения принятия бизнес-решений.
  10. Оптимизация затрат на предоставление услуг
    • Частота проводимых мероприятий по оценке оптимизированности стоимости предоставления услуг
    • Тенденция соотношения роста затрат и уровня предоставляемых услуг
    • Уровень удовлетворенности правления и менеджмента расходами на предоставление услуг
  11. Оптимизация функциональности бизнес-процессов
    • Частота оценки уровня зрелости бизнес-процессов
    • Тенденция результатов оценки
    • Уровень удовлетворенности правления и руководителей возможностями бизнес-процессов
  12. Оптимизация затрат бизнес-процессов
    • Частота проводимых мероприятий по оценке оптимизированности бизнес-процессов
    • Тенденция соотношения роста затрат и уровня предоставляемых услуг
    • Уровень удовлетворенности правления и руководителей расходами на осуществление бизнес-процессов
  13. Управление программами бизнес-изменений
    • Количество программ, которые уложились во время и в бюджет
    • Процент представителей заинтересованных сторон удовлетворенных выполнением программ
    • Уровень осведомленности об изменениях в бизнесе, вызванных проектами с высоким уровнем ИТ составляющей
  14. Операционная производительность персонала
    • Количество программ/проектов, которые уложились во время и бюджет
    • Расходы на персонал и уровень персонала относительно среднего по отрасли
  15. Соблюдение внутренних политик
    • Количество инцидентов, связанных с несоблюдением политик
    • Процент представителей заинтересованных сторон, которые понимают внутренние политики
    • Процент политик, поддерживаемых действующими стандартными и практиками
  16. Квалифицированный и мотивированный персонал
    • Уровень удовлетворенности заинтересованных сторон опытом и навыками персонала
    • Процент сотрудников, чьи навыки недостаточны для квалификации, необходимой для их роли
    • Процент удовлетворенности персонала
  17. Культура долгосрочных инноваций продуктов и бизнеса
    • Уровень осведомленности и понимания бизнес-инновационных возможностей
    • Удовлетворенность заинтересованных сторон уровнем продукта, инновационной экспертизой и идеями
    • Количество утвержденных продуктов и сервисов, полученных в результате инновационных идей
Также, для выбора наиболее актуальных бизнес-целей, если смотреть с колокольни ИТ, можно воспользоваться следующим опросником:
Надеюсь, приведенная информация поможет вам определиться с вашими бизнес-целями, ведь четкое их понимание необходимо не только для написания ИТ стратегии.

Приложение: оригинал из CobiT относительно метрик бизнес-целей:



Комментариев нет:

Отправить комментарий