Принимая участие в разработке ИТ стратегий начинаешь понимать, что одним из ключевых факторов написания успешной ИТ стратегии является понимание бизнес-целей предприятия. Потому как ИТ стратегия требует определения ИТ целей, которые, в свою очередь определяются текущими бизнес-целями.
Обычно, отвечая на вопрос о текущих бизнес-целях руководители предприятий говорят "нам нужно автоматизировать вот это" или "нам нужно внедрить такую-то информационную систему". Как мне представляется, внедрение информационной системы никак не представляет собой бизнес-цель.
Какие же существуют бизнес-цели и как их определить, попробуем разобраться в этой статье.
Чтобы не "изобретать велосипед", заглянем в CobiT, который предлагает нам 17 общих бизнес-целей, уже заботливо разложенных по BSC (Системе сбалансированных показателей):
Обычно предлагается выбрать 2-3 цели, которые мы и будем достигать в первую очередь.
На этом этапе, однако, возникают сложности, так как не совсем понятно, что кроется под кратким описанием каждой из указанных бизнес-целей.
На этом этапе, однако, возникают сложности, так как не совсем понятно, что кроется под кратким описанием каждой из указанных бизнес-целей.
Чтобы как-то прояснить бизнес-цели, в CobiT приводятся примеры метрик для каждой бизнес-цели. Они там на английском языке (оригинал я привел в конце статьи), здесь приведу в собственном переводе:
- Отдача от инвестиций для заинтересованных сторон
- Процент инвестиций, где отдача соответствовала ожиданием заинтересованных сторон;
- Процент продуктов и/или сервисов, где были получены ожидаемые выгоды
- Процент инвестиций, где заявленные выгоды соответствовали или превысили ожидания
- Портфель конкурентоспособных товаров и услуг
- Процент продуктов и услуг, которые соответствуют или превосходят целевой доход и/или долю рынка
- Распределение продуктов и услуг по этапам их жизненных циклов
- Процент продукции или услуг, которые соответствуют или превосходят ожидания заказчиков
- Доля продукции и услуг, которые обеспечивают конкурентное преимущество
- Управляемые бизнес-риски (защита активов)
- Процент критически важных бизнес-задач и услуг, охватываемых оценкой рисков
- Соотношение значительных инцидентов, которые не были выявлены при оценке риска к общему количеству инцидентов
- Частота обновления профиля риска
- Соответствие внешним законам и регулирующим нормам
- Стоимость, во сколько обошлось несоблюдение регулирующих норм, в том числе досудебные соглашения и штрафы
- Количество инцидентов несоблюдения нормативных актов, вызвавших общественное обсуждение или ухудшение репутации
- Количество вопросов несоблюдения нормативных актов, относящиеся к договорам с деловыми партнерами
- Финансовая прозрачность
- Процент инвестиционных бизнес-кейсов с четко определенными и утвержденными ожидаемыми затратами и преимуществами
- Доля продукции и услуг с четко определенными и утвержденными эксплуатационными затратами и ожидаемыми выгодами
- Опрос удовлетворенности ключевых заинтересованных сторон в отношении прозрачности, понимания и точности корпоративной финансовой информации
- Процент затрат от услуг, которые могут быть разнесены по пользователям
- Клиентоориентированная сервисная культура
- Количество сбоев в обслуживании клиентов, связанных с ИТ-инцидентами (надежность)
- Процент представителей заинтересованных сторон согласных с тем, что сервис для клиентов соответствует согласованному уровню
- Количество жалоб заказчиков
- Текущий тренд результатов опроса удовлетворенности заказчиков
- Непрерывность и доступность бизнес-услуг
- Количество перерывов в обслуживании клиентов, вызванных значительными инцидентами
- Бизнес-стоимость инцидентов
- Количество человеко-часов, потерянных в результате незапланированных перерывов сервиса
- Процент сбоев в общем количестве запросов
- Гибкая реакция на изменяющиеся условия ведения бизнеса
- Уровень удовлетворенности высшего руководства относительно реагирования предприятия на новые требования
- Количество критичных продуктов и услуг, поддерживаемых современными бизнес-процессами
- Среднее время обращения стратегических целей предприятия в согласованные и утвержденные проекты
- Принятие стратегических решений на основе информации
- Степень удовлетворенности высшего руководства и менеджмента системой принятия решений
- Количество инцидентов, обусловленных неправильными бизнес-решениями, принятыми на основе неточной информации
- Время предоставления справочной информации для обеспечения принятия бизнес-решений.
- Оптимизация затрат на предоставление услуг
- Частота проводимых мероприятий по оценке оптимизированности стоимости предоставления услуг
- Тенденция соотношения роста затрат и уровня предоставляемых услуг
- Уровень удовлетворенности правления и менеджмента расходами на предоставление услуг
- Оптимизация функциональности бизнес-процессов
- Частота оценки уровня зрелости бизнес-процессов
- Тенденция результатов оценки
- Уровень удовлетворенности правления и руководителей возможностями бизнес-процессов
- Оптимизация затрат бизнес-процессов
- Частота проводимых мероприятий по оценке оптимизированности бизнес-процессов
- Тенденция соотношения роста затрат и уровня предоставляемых услуг
- Уровень удовлетворенности правления и руководителей расходами на осуществление бизнес-процессов
- Управление программами бизнес-изменений
- Количество программ, которые уложились во время и в бюджет
- Процент представителей заинтересованных сторон удовлетворенных выполнением программ
- Уровень осведомленности об изменениях в бизнесе, вызванных проектами с высоким уровнем ИТ составляющей
- Операционная производительность персонала
- Количество программ/проектов, которые уложились во время и бюджет
- Расходы на персонал и уровень персонала относительно среднего по отрасли
- Соблюдение внутренних политик
- Количество инцидентов, связанных с несоблюдением политик
- Процент представителей заинтересованных сторон, которые понимают внутренние политики
- Процент политик, поддерживаемых действующими стандартными и практиками
- Квалифицированный и мотивированный персонал
- Уровень удовлетворенности заинтересованных сторон опытом и навыками персонала
- Процент сотрудников, чьи навыки недостаточны для квалификации, необходимой для их роли
- Процент удовлетворенности персонала
- Культура долгосрочных инноваций продуктов и бизнеса
- Уровень осведомленности и понимания бизнес-инновационных возможностей
- Удовлетворенность заинтересованных сторон уровнем продукта, инновационной экспертизой и идеями
- Количество утвержденных продуктов и сервисов, полученных в результате инновационных идей
Также, для выбора наиболее актуальных бизнес-целей, если смотреть с колокольни ИТ, можно воспользоваться следующим опросником:
Надеюсь, приведенная информация поможет вам определиться с вашими бизнес-целями, ведь четкое их понимание необходимо не только для написания ИТ стратегии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий