среда, 3 февраля 2016 г.

Несколько примеров показателей (метрик) для ИТ целей.


Продолжая тему целей предприятия, хочу остановится на ИТ целях, а точнее - на некоторых показателях их достижения. Показатели нам нужны, в первую очередь для того, чтобы понимать, насколько мы продвинулись в достижении той или иной ИТ цели. Ведь как известно, лучше всего себя сравнивать с собой же, но вчерашним :).

Велосипед, как обычно, изобретать не будем, и возьмем все из стандарта CobiT, оригинальный текст можно посмотреть в конце статьи.

Кстати, в процессе перевода сделал интересный вывод: в CobiТ нет такого понятий, как ИТ-сотрудники, есть определенные ИТ роли, которые в принципе могут выполнять любые сотрудники в рамках матричной системы управления.

Итак, список общих ИТ целей с примерами показателей (метрик) по каждой цели:

Финансы

01 Соответствие между ИТ- и бизнес-стратегиями

  • Процент от общего числа корпоративных стратегических целей предприятия, поддерживаемых стратегическими ИТ целями
  • Уровень удовлетворенности заинтересованных сторон охватом текущего портфеля программ проектов и сервисов
  • Процент факторов влияния на стоимость от ИТ, поставленных в соответствие бизнес-факторам влияния.

02 Следование внешнему законодательству и регулирующим требованиями в области ИТ и поддержка бизнес-соответствия.

  • Стоимость потерь от ИТ несоответствия (законодательству), в том числе от постановлений и штрафов а также от потери репутации
  • Количество ИТ-несоответствий (законодательству), которые вышли на уровень совета директоров (правления) или привели к общественному резонансу
  • Количество вопросов несоблюдения (нормативов), относящихся к договорам с поставщиками ИТ услуг
  • Уровень покрытия мероприятиями оценки соответствия

03 Лидирующая роль (вовлечение) руководства в принятии решений в области ИТ

  • Процент представителей высшего руководства с четко определенными ролями в области ответственности за принятие ключевых ИТ решений
  • Сколько раз ИТ вопросы выносились в повестку совета директоров (правления) проактивно.
  • Частота заседаний Стратегического комитета по ИТ
  • Уровень исполнения ИТ решений, принятых на уровне высшего руководства
04 Управляемые ИТ-риски

  • Количество ИТ процессов, ИТ услуг и критично зависимых от ИТ бизнес-проектов покрытых программой оценки рисков
  • Количество значительных ИТ-инцидентов, которые не были определены в оценке рисков
  • Процент корпоративных программ оценки рисков, в которых рассматривают и ИТ риски
  • Частота обновления риск-профиля

05 Получение выгод от инвестиций с использованием ИТ и портфеля услуг

  • Процент ИТ-зависимых инвестиций, в которых получение выгоды отслеживалось в течении всего экономического жизненного цикла
  • Процент ИТ сервисов, где ожидаемые выгоды осуществляются
  • Процент ИТ-зависимых инвестиций, где заявленные преимущества выполнены или перевыполнены
06 Прозрачность ИТ-затрат, выгод и рисков

  • Процент инвестиционных бизнес-кейсов с четко определенными и утвержденными ожидаемыми ИТ затратами и выгодами
  • Процент ИТ сервисов с четко определенными и утвержденными операционными расходами и ожидаемыми выгодами
  • Оценка удовлетворенности ключевых заинтересованных сторон относительно уровня прозрачности, понимания и точности финансовой информации в области ИТ

Заказчик


07 Предоставление ИТ-услуг в соответствии с бизнес-требованиями

  • Количество бизнес-собев из-за ИТ инцидентов
  • Процент бизнес-руководителей, удовлетворенных (согласных) с тем, что ИТ-служба соответствует обговоренному уровню сервиса
  • Процент пользователей, удовлетворенных качеством предоставляемых ИТ услуг

08 Адекватное использование приложений, информации и технических решений

  • Процент владельцев бизнес-процессов, удовлетворенных поддерживающими ИТ процессам и сервисами
  • Уровень понимания бизнес-пользователями того, как технологические решения поддерживают их процессы
  • Уровень удовлетворенности бизнес-пользователей обучением и руководствами пользователей
  • Чистая приведенная стоимость (NPV), показывающая уровень удовлетворенности бизнеса качеством и полезностью технологических решений

Внутреннее управление


09 Гибкость ИТ

  • Уровень удовлетворенности руководителей бизнеса восприимчивостью ИТ к новым требованиям
  • Количество критических бизнес-процессов, поддерживаемых современной ИТ инфраструктурой и приложениями
  • Среднее время превращения стратегических ИТ целей в согласованные и утвержденные ИТ инициативы (проекты)

10 Безопасность информации, обрабатывающей инфраструктуры и приложений

  • Количество инцидентов информационной безопасности, повлекших за собой финансовые убытки, остановку бизнеса или общественный резонанс
  • Количество ИТ сервисов с выдающимися требованиями по безопасности
  • Время на предоставление, изменение или удаления прав доступа сравнительно с согласованным уровнем сервиса
  • Частота проводимых мероприятий по оценке уровня безопасности в сравнении с последними стандартами и рекомендациями.

11 Оптимизация ИТ-активов, ресурсов и способностей

  • Частота проведения мероприятий по оценке уровня зрелости функциональных возможностей и оптимизации затрат
  • Текущий тренд (тенденция) результатов оценки
  • Уровень удовлетворенности высших руководителей бизнеса и ИТ ИТ-затратами и возможностями

12 Обеспечение работы и поддержка бизнес-процессов, путем интеграции приложений и технологий в бизнес-процессы

  • Количество инцидентов в бизнес-процессах, вызванных технологическими ошибками интеграции
  • Количество изменений в бизнес-процессах, которые должны быть отложены или переработаны из-за проблем технической интеграции
  • Количество ИТ-зависимых программ (проектов) отложенных, или повлекших дополнительные расходы из-за проблем с технологической интеграцией
  • Количество приложений или элементов инфраструктуры, работающих изолированно и не интегрированных.

13 Извлечение выгоды из программ и проектов, выполняемых в рамках сроков, бюджета и соответствующих требованиям и стандартам качества

  • Количество программ/проектов, уложившихся в сроки и в бюджет
  • Процент представителей заинтересованных сторон, удовлетворенных качеством программ/проектов
  • Количество программ (проектов) нуждающихся в значительной доработке из-за низкого качества
  • Стоимость обслуживания приложений относительно общей стоимости ИТ

14 Доступность надежной и нужной информации для принятия решений

  • Уровень удовлетворенности бизнес-пользователей качеством и своевременностью (или доступностью) управленческой информации
  • Количество инцидентов в бизнес-процессах, связанных с недоступностью информации
  • Количество и степень ошибочных бизнес-решений, где ошибочность или недоступность информации оказалась ключевым фактором
15 Соблюдение внутренних политик

  • Количество инцидентов, связанных с несоблюдением политики
  • Процент представителей заинтересованных сторон, которые понимают политики
  • Процент политик, поддерживаемых эффективными стандартами и рабочими практиками
  • Частота пересмотра и обновления политик

Обучение и развитие


16 Компетентный и мотивированный персонал ИТ

  • Процент сотрудников, чьи ИТ-навыки достаточны для квалификации, необходимой для их роли
  • Процент сотрудников, удовлетворенных их ролями, относящимися к ИТ
  • Количество обучения/учебных часов на одного сотрудника

17 Знания, экспертиза и инициативность для осуществления бизнес-инноваций

  • Уровень осведомленности и понимания высшими бизнес-руководителями возможностей ИТ-инноваций
  • Уровень удовлетворенности заинтересованных сторон в уровне ИТ-инновационной экспертизе и соответствующих идей
  • Количество утвержденных инициатив (проектов) в результате инновационных ИТ идей

Оригинал:





Комментариев нет:

Отправить комментарий