Продолжая тему целей предприятия, хочу остановится на ИТ целях, а точнее - на некоторых показателях их достижения. Показатели нам нужны, в первую очередь для того, чтобы понимать, насколько мы продвинулись в достижении той или иной ИТ цели. Ведь как известно, лучше всего себя сравнивать с собой же, но вчерашним :).
Велосипед, как обычно, изобретать не будем, и возьмем все из стандарта CobiT, оригинальный текст можно посмотреть в конце статьи.
Кстати, в процессе перевода сделал интересный вывод: в CobiТ нет такого понятий, как ИТ-сотрудники, есть определенные ИТ роли, которые в принципе могут выполнять любые сотрудники в рамках матричной системы управления.
Итак, список общих ИТ целей с примерами показателей (метрик) по каждой цели:
Финансы
01 Соответствие между ИТ- и бизнес-стратегиями- Процент от общего числа корпоративных стратегических целей предприятия, поддерживаемых стратегическими ИТ целями
- Уровень удовлетворенности заинтересованных сторон охватом текущего портфеля программ проектов и сервисов
- Процент факторов влияния на стоимость от ИТ, поставленных в соответствие бизнес-факторам влияния.
02 Следование внешнему законодательству и регулирующим требованиями в области ИТ и поддержка бизнес-соответствия.
- Стоимость потерь от ИТ несоответствия (законодательству), в том числе от постановлений и штрафов а также от потери репутации
- Количество ИТ-несоответствий (законодательству), которые вышли на уровень совета директоров (правления) или привели к общественному резонансу
- Количество вопросов несоблюдения (нормативов), относящихся к договорам с поставщиками ИТ услуг
- Уровень покрытия мероприятиями оценки соответствия
03 Лидирующая роль (вовлечение) руководства в принятии решений в области ИТ
- Процент представителей высшего руководства с четко определенными ролями в области ответственности за принятие ключевых ИТ решений
- Сколько раз ИТ вопросы выносились в повестку совета директоров (правления) проактивно.
- Частота заседаний Стратегического комитета по ИТ
- Уровень исполнения ИТ решений, принятых на уровне высшего руководства
- Количество ИТ процессов, ИТ услуг и критично зависимых от ИТ бизнес-проектов покрытых программой оценки рисков
- Количество значительных ИТ-инцидентов, которые не были определены в оценке рисков
- Процент корпоративных программ оценки рисков, в которых рассматривают и ИТ риски
- Частота обновления риск-профиля
05 Получение выгод от инвестиций с использованием ИТ и портфеля услуг
- Процент ИТ-зависимых инвестиций, в которых получение выгоды отслеживалось в течении всего экономического жизненного цикла
- Процент ИТ сервисов, где ожидаемые выгоды осуществляются
- Процент ИТ-зависимых инвестиций, где заявленные преимущества выполнены или перевыполнены
- Процент инвестиционных бизнес-кейсов с четко определенными и утвержденными ожидаемыми ИТ затратами и выгодами
- Процент ИТ сервисов с четко определенными и утвержденными операционными расходами и ожидаемыми выгодами
- Оценка удовлетворенности ключевых заинтересованных сторон относительно уровня прозрачности, понимания и точности финансовой информации в области ИТ
Заказчик
07 Предоставление ИТ-услуг в соответствии с бизнес-требованиями
- Количество бизнес-собев из-за ИТ инцидентов
- Процент бизнес-руководителей, удовлетворенных (согласных) с тем, что ИТ-служба соответствует обговоренному уровню сервиса
- Процент пользователей, удовлетворенных качеством предоставляемых ИТ услуг
08 Адекватное использование приложений, информации и технических решений
- Процент владельцев бизнес-процессов, удовлетворенных поддерживающими ИТ процессам и сервисами
- Уровень понимания бизнес-пользователями того, как технологические решения поддерживают их процессы
- Уровень удовлетворенности бизнес-пользователей обучением и руководствами пользователей
- Чистая приведенная стоимость (NPV), показывающая уровень удовлетворенности бизнеса качеством и полезностью технологических решений
Внутреннее управление
09 Гибкость ИТ
- Уровень удовлетворенности руководителей бизнеса восприимчивостью ИТ к новым требованиям
- Количество критических бизнес-процессов, поддерживаемых современной ИТ инфраструктурой и приложениями
- Среднее время превращения стратегических ИТ целей в согласованные и утвержденные ИТ инициативы (проекты)
10 Безопасность информации, обрабатывающей инфраструктуры и приложений
- Количество инцидентов информационной безопасности, повлекших за собой финансовые убытки, остановку бизнеса или общественный резонанс
- Количество ИТ сервисов с выдающимися требованиями по безопасности
- Время на предоставление, изменение или удаления прав доступа сравнительно с согласованным уровнем сервиса
- Частота проводимых мероприятий по оценке уровня безопасности в сравнении с последними стандартами и рекомендациями.
11 Оптимизация ИТ-активов, ресурсов и способностей
- Частота проведения мероприятий по оценке уровня зрелости функциональных возможностей и оптимизации затрат
- Текущий тренд (тенденция) результатов оценки
- Уровень удовлетворенности высших руководителей бизнеса и ИТ ИТ-затратами и возможностями
12 Обеспечение работы и поддержка бизнес-процессов, путем интеграции приложений и технологий в бизнес-процессы
- Количество инцидентов в бизнес-процессах, вызванных технологическими ошибками интеграции
- Количество изменений в бизнес-процессах, которые должны быть отложены или переработаны из-за проблем технической интеграции
- Количество ИТ-зависимых программ (проектов) отложенных, или повлекших дополнительные расходы из-за проблем с технологической интеграцией
- Количество приложений или элементов инфраструктуры, работающих изолированно и не интегрированных.
13 Извлечение выгоды из программ и проектов, выполняемых в рамках сроков, бюджета и соответствующих требованиям и стандартам качества
- Количество программ/проектов, уложившихся в сроки и в бюджет
- Процент представителей заинтересованных сторон, удовлетворенных качеством программ/проектов
- Количество программ (проектов) нуждающихся в значительной доработке из-за низкого качества
- Стоимость обслуживания приложений относительно общей стоимости ИТ
14 Доступность надежной и нужной информации для принятия решений
- Уровень удовлетворенности бизнес-пользователей качеством и своевременностью (или доступностью) управленческой информации
- Количество инцидентов в бизнес-процессах, связанных с недоступностью информации
- Количество и степень ошибочных бизнес-решений, где ошибочность или недоступность информации оказалась ключевым фактором
- Количество инцидентов, связанных с несоблюдением политики
- Процент представителей заинтересованных сторон, которые понимают политики
- Процент политик, поддерживаемых эффективными стандартами и рабочими практиками
- Частота пересмотра и обновления политик
Обучение и развитие
16 Компетентный и мотивированный персонал ИТ
- Процент сотрудников, чьи ИТ-навыки достаточны для квалификации, необходимой для их роли
- Процент сотрудников, удовлетворенных их ролями, относящимися к ИТ
- Количество обучения/учебных часов на одного сотрудника
17 Знания, экспертиза и инициативность для осуществления бизнес-инноваций
- Уровень осведомленности и понимания высшими бизнес-руководителями возможностей ИТ-инноваций
- Уровень удовлетворенности заинтересованных сторон в уровне ИТ-инновационной экспертизе и соответствующих идей
- Количество утвержденных инициатив (проектов) в результате инновационных ИТ идей
Комментариев нет:
Отправить комментарий