воскресенье, 23 октября 2016 г.

Компания правильного размера

Дискуссия от том, в каких компаниях лучше работать - в маленьких или больших идет довольно давно. Обычно каждый имеет собственное мнение на этот счет. Здесь я поделюсь собственным опытом в этой сфере расскажу о том, как в результате я нашел работу в Лондоне.

Начнем с (совсем) малого бизнеса.Каждому стоит попробовать открыть собственный бизнес, нанять с десяток человек и прочувствовать ощущение полной ответственности за все происходящее. Как минимум, вы не будете переживать, работая по найму, что за слишком многое отвечаете. Я открывал собственный бизнес дважды - один раз давно и не особо удачно, второй раз - значительно лучше, однако рассказать хочу про работу по найму.

Итак, продолжим с очень крупной компании. Желательно международной, уже выстроенными процессами, где уже давно и все сделано по-уму. Очень полезно поработать в таких условиях некоторое время, чтобы понять, что такое корпоративная культура, как должны правильно выглядеть миссия, стратегия, ценности, политики компании, как правильно проводить и участвовать в совещаниях, для чего все эти многочисленные комитеты, как правильно описывать процессы и так далее.

В свое время для меня такой компанией стала компания Fortum. Практически все замечательно, кроме одного - очень сложно что-либо изменить. Например, когда приходят ребята из компании Axus и говорят - давайте мы вам внедрим крутую технологию - будете отправлять задания на печать в "облако", а печатать на любом принтере в офисе просто прислонив к нему свою карточку. Посылаем запрос в головной офис в Финляндию, там отвечают: у нас раз в квартал проводятся совещания по ИТ инновациям, на следующий квартал повестка заполнена, рассмотрим ваше предложение через полгода(!). Спрашиваем у Axus, это долго делать-то? Дорого? - да нет, за месяц сделаем и недорого - ладно, говорим, делайте.

Дальше все замечательно, принтеры печатают, все счастливы, месяца через четыре приезжает какой-то менеджер из финского ИТ и говорит, ребята, мы прочитали про крутую вещь - подносишь к принтеру свою ID card и принтер печатает свои документы. Так что мы начинаем делать проект, через полгода будет готова проектная документация, внедрение начнем(!) года через полтора-два. Я подвожу его к принтеру в холле, провожу картой, вылезает мой документ, я говорю "так что ли?" - в общем, менеджер в шоке, скандал, систему приказали удалить и ждать корпоративной сверху.

Далее последовали совершенно безумные вещи, например, сверху спустили указание повысить показатель "количество производимых мегаватт на человека". Мегаватты повысить сложно, давайте сокращать людей. Берем человека с зарплатой 10 тысяч рублей и заменяем его аутсорсинговым контрактом на 100 000 (да, это СТО тысяч) рублей в месяц. Человеку выплачиваем зарплату за год вперед, чтобы не обидеть. Показатель повышен, все получили бонусы.

Позже - нам нужно снижать косты (расходы). Сейчас стоимость печати страницы А4 составляет 1 рубль. Как снизить? - можно купить огромный принтер за 500 000 рублей, там страница будет стоить 30 копеек. "Отлично, берите 10 штук чтоб поставить везде". "Но это же никогда не окупится!!! - Неважно, это инвестиции, на них ограничений нет!"

Хорошо, что проект по интеграции в финское ИТ закончился до того, как я потерял чувство здравого смысла, и я устроился на работу ИТ директором в компанию ИДК.

Забегая немного вперед скажу, что когда я сдавал экзамен по корпоративному управлению ИТ (CGEIT), там очень большое значение придается навыкам именно СОЗДАВАТЬ что-то, а не просто принимать участие в работе хорошо отлаженного механизма. Так вот, в ИДК у меня была возможность реализовать большую часть своих идей в области того, как должно работать ИТ.

Благодаря оптимальному, на мой взгляд, размеру в 600-800 человек, компания имеет достаточный размер чтобы видеть отдачу от своих идей, а с другой стороны - здесь не теряют чувство здравого смысла в погоне за абстрактными показателями. Конечно, значение также имеет то, что компания постоянно внедряет инновации в области медицины. поэтому к инновациям там вообще подход чуткий, и инновации в ИТ также внедряются с энтузиазмом.

Оптимальный размер позволяет не городить многоуровневую систему менеджмента, когда к директору невозможно попасть, потому что между тобой и ним есть еще 3-4 начальника, и руководитель компании в такой ситуации просто не понимает, что происходит на местах.

Даже, когда компания стала частью крупнейшей российской частной медицинской компании "Мать и Дитя", ей удалось сохранить инновационный дух и многие идеи теперь реализуются в гораздо большем масштабе, в том числе, копания строит новый госпиталь.

Однако, позиция ИТ директора (CIO - Career Is Over :) ) имеет свои особенности, нельзя оставаться на месте, бесконечно пожиная плоды от прошлых успехов, нужно постоянно искать что то новое. Не знаю точно, что послужило решающим фактором в мою пользу на собеседовании в компании Daily Mail - MailOnline, но очевидно, что рассказы о том, что мне удалось сделать в компании "Мать и Дитя - Самара" сыграли свою роль.

Не стоит думать, что в России прямо все компании такие отсталые. Многие из инноваций, которые давно и успешно используются в той же ИДК, например Problem Resolution Report, которые не позволяют дважды "наступать на одни и те же грабли" я с успехом сейчас внедряю в Лондоне, хотя моя компания технически настолько передовая, что через месяц работы я еще не понимаю все технологии до конца, несмотря на весь свой опыт.

Итак, я бы рекомендовал работать в компании достаточно большой, чтобы было где приложить свои усилия и была видно отдача, но при этом не настолько огромной, чтобы вы не могли там ничего изменить в обозримые сроки. Мне повезло, и я сменил одну такую компанию на другую.

PS
У кого хорошо с пониманием английского - почитайте статью моего коллеги - CTO DailyMail Online, Oleg Vishnepolsky "Do NOT work for a BIG company !" - там он хорошо и с юмором раскрыл тему работы в больших компаниях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий